Танки
Второй Мировой войны
В ходе боевых действий
Второй Мировой войны танки имели большое значение. Зачастую они вносили
решающий вклад в итоги многих боев, порою проходили целые танковые сражения,
например, Курская битва. Воющие стороны прекрасно понимали насколько важно
иметь в армии большое количество танков и, что еще важнее, всячески
модифицировать этот вид боевой техники с целью получения преимущества над
врагом. Неудивительно, что заводы СССР и Германии день и ночь в спешном порядке
производили новые и новые танки, ученые постоянно работали над их
совершенствованием и конструировали новые модели и модификации.
Немецкие
танки Второй Мировой войны
В гитлеровской Германии
танки имели название Panzerkampfwagen, что в переводе означает «бронированная
боевая машина». Следом в названии шел номер модели, обозначавшийся римской
цифрой. Затем следовало слово Ausfuhrung, то есть серийный номер имевший вид
буквы немецкого алфавита. Однако название типа «Panzerkampfwagen I Ausfuhrung А», что в переводе
означает «Танк модели I
серийный номер А», было слишком громоздким, поэтому использовались сокращения.
Например, PzKpfw I Ausf A или Pz I A.
Немецкие
легкие танки
Как сторона, потерпевшая
поражение в Первой Мировой войне, Германия, по условиям Версальского мира, не
имела права использовать танки в своих
вооруженных силах. Однако Гитлер, сначала тайно, а затем и открыто, нарушал
этот запрет, и постепенно бронированные гусеничные боевые машины Вермахта стали
грозной боевой силой. Немецкие легкие танки были основными в начале Второй
Мировой войны, поскольку сравнительно короткие расстояния и хорошие дороги
стран Европы делали скорость и маневренность наиболее важными качествами этих
боевых машин. Германское командование делало ставку на «молниеносную войну» и
до 1941 года такой подход приносил отличные плоды.
Основными моделями
немецких легких танков были PzKpfw I и PzKpfw II. PzKpfw I Ausf A изначально
был учебным танком, разработанным фирмой «Крупп», и имел два пулемета и броню
13 мм. В связи со слабыми характеристиками выпуск этой модели прекратили в 1938
году, однако всю первую половину Второй Мировой войны эти легкие немецкие танки
встречались в германской армии на самых разных фронтах. Модель PzKpfw II была разработана компаниями
«МАН» И «Даймлер-Бенц» в 1934 году и выпускалась в модификациях с Ausfuhrung А
до Ausfuhrung F.
В отличие от PzKpfw I, второй немецкий легкий танк имел на вооружении не только
пулемет (на сей раз только один), но и 20-миллиметровую автоматическую пушку,
причем для большей точности попаданий использовался телескопический прицел. Также
был повышен уровень брони (разный в различных сериях). Серийное производство
PzKpfw II на немецких военных заводах началось в 1935 году и было прекращено в
1943 году.
В целом же немецкие
легкие танки Второй Мировой войны представляли хоть какую-то силу лишь в самом
начале. А затем их постепенно вытеснили новые, более мощные виды бронетехники.
Средние
танки фашистской Германии
Средние танки
превосходили легкие по большинству показателей, они были тяжелее и мощнее.
Первая модель этого типа бронетехники назвалась Panzerkampfwagen III (также часто употребляется
название «Panzer III»). Она была разработана фирмой «Даймлер-Бенц» и поступила
на вооружение фашистской армии в 1937 году. С 1940 по 1942 года Panzer III были
основой германских танковых дивизий. В модификациях А-Е этот немецкий средний
танк имел 37-миллиметровую пушку, в модификациях F-Н – 50-миллиметровую пушку,
а в модификациях М-О – 75-миллиметровую гаубицу. Всего же за годы Второй
Мировой войны в армию Вермахта поступило более 5 с половиной тысяч танков
Panzer III. Однако самым массовым немецким танком был Panzerkampfwagen IV (сокращённое
название: PzKpfw IV)
общее количество выпуска которых было, по разным оценкам, от 8 с половиной до 9
с половиной тысяч единиц. Его броня, в зависимости от модификации и защищаемой
части машины колебалась от 15 до 80 мм, а вес составлял от 17 до 25 тонн. Этот
немецкий средний танк поначалу оснащался 2-мя пулеметами и 75-миллиметровой
короткоствольной пушкой, в связи с чем снаряд имел невысокую скорость и, как
следствие, слабую огневую способность. Поэтому PzKpfw IV проигрывал вражеским
танкам (например, советскому Т-34) и больше использовался для огневой поддержки
пехоты. Однако позднее немцы стали оснащать эту модель пушками с длиной ствола
43 и 46 калибра, что существенно повысило пробивную способность снарядов.
Немецкие средние танки Panzerkampfwagen V «Пантера» (впрочем, советская
классификация считала их уже тяжелыми) считаются одними из самых лучших во
Второй Мировой войне. Он был детищем компании «MAN» и отличался рядом существенных
улучшений. К их числу можно отнести более совершенную по сравнению с другими
немецкими средними танками форму корпуса (которая, правду сказать, во многом
была заимствована у советского Т-34), 75-миллиметровую пушку 70 калибра, что
обеспечило высокую скорость и пробивную способность снаряда, гидравлическое
управление тормозами. Выпуск «Пантер» начался в начале 1943года, а впервые они
«проявили себя» в битве на Курской дуге. Одно время немецкое командование
рассматривало вариант полной замены производства PzKpfw IV на изготовление
«Пантер», однако идея не получила воплощение в связи с дороговизной «Пантер».
Т-34 проигрывали «Пантерам» в одиночном бою, однако светские войска с успехом
подрывали их с помощью полевой артиллерии и противотанковых мин.
Немецкие
тяжелые танки
Основным немецким
тяжелым танком во Второй Мировой войне являлся Panzerkampfwagen VI «Тигр». Он
был разработан в 1942 году компанией «Хеншель» и первая серьезная проверка его
боевых качеств состоялась (как и у «Пантеры») в Курской битве. Однако перед
этим новый тяжелый танк был испытан фашистами под Ленинградом и в результате
боев советским войскам удалось захватить один неповрежденный экземпляр, что
позволило тщательно его исследовать и определить уязвимые места. На «Тигр»
устанавливалась 88-миллиметровая полуавтоматическая пушка длиной 56 калибров,
обладавшая очень высокой пробивной мощностью. Уровень скорострельности следует
оценить как очень высокий: 6-8 выстрелов в минуту. Башня могла повернуться на 360 градусов за 1
минуту. Толщина брони доходила до 100 мм в лобовой части. Обладавший очень
высокими боевыми качествами этот немецкий тяжелый танк имел, тем не менее, и
недостатки. «Тигр» получился очень тяжелым, давление гусениц на грунт было
очень большим, что влекло за собою низкую проходимость машины и скверную
маневренность. Кроме того, «Тигр» был одним из самых дорогих танков во Второй
Мировой войне. Всего было произведено 1354 (по другим данным – 1350) «Тигров». Panzerkampfwagen VI Ausfuhrung B или «Тигр II»
(он же – «Королевский тигр») стал последним серийным немецким танком времен
Второй Мировой войны. Он был разработан фирмами «Порше» и «Хеншель» и его
главной особенностью стало использование 88-миллиметровой пушки 71 калибра, что
обеспечило еще большую мощность огня даже по сравнению с простым «Тигром».
Кроме того, уровень защиты танка основывался, во многом, на расположении броневых
листов под правильными углами и изготовлении брони из особо прочных легирующих
сплавов (однако к концу 1944 года Германия потеряла контроль над многими
месторождениями цветных металлов, нормы перестали соблюдаться и защищенность
«Королевских тигров» резко понизилась). Этот вид немецких тяжелых танков
производился вплоть до марта 1945 года. Всего промышленность Германии выпустила
их в количестве 479 экземпляров.
Советские
танки Второй Мировой войны
Советское правительство
со времен Гражданской войны прекрасно отдавало себе отчет, что страна находится
во враждебном окружении и что военный конфликт с одним или несколькими
капиталистическими государствами в любой момент может стать реальностью.
Поэтому в СССР танкостроению уделялось повышенное внимание. Так в 1930 году
было выпущено 170 танков, в следующем – уже 740, в 1932 – 3 тысячи. При этом
очень серьезный подход был не только к объемам изготовления, но и к
совершенствованию техники. Конструкторские бюро без устали работали над
модернизацией и разработкой новых моделей советских танков как до, так и во
время Второй Мировой войны.
Советские
легкие танки
Среди советских легких
танков следует отметить семейство БТ (быстроходные танки), первая модель
которого БТ-2 была разработана на основе американской колесно-гусеничной машины
Кристи. БТ-2 имел 13-миллиметровую броню, отличался высокой скоростью (причем
мог передвигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу) и был вооружен
либо 37-миллиметровую пушкой с пулеметом, либо двумя пулеметами. БТ-2, как и
все танки БТ выпускался Харьковским паровозостроительным заводом. Он
использовался в боях во время советско-финской войны и на начальном этапе
Великой Отечественной войны. БТ-5, модернизированная версия БТ-2, имел
45-миллиметровую пушку и измененную форму башни. К 1941-му году на вооружении
Красной Армии состояло 1261 боеспособная машина БТ-5, большинство из которых
было потеряно в первые месяцы войны с фашистской Германией. Также до 1940 года
в СССР производился более совершенный легкий танк БТ-7 в нескольких
вариантах: БТ-7, БТ-7РТ с радиостанцией,
БТ-7А с 76,2-миллиметровой пушкой и 3-мя пулеметами, БТ-7М имевший дизельный
двигатель. Их было выпущено более 5700 штук.
Помимо семейства БТ на
вооружении советской армии в годы Второй Мировой войны состояли плавающие
легкие танки, такие как: Т-40 (выпускался в 1940 и 1941 гг., имел два спаренных
пулемета, слабую броню, радиостанцию и четырехлопастный винт для передвижения
под водой, использовался, в основном, в разведывательных целях), Т-50
(разработан в 1940 году, произведено малое количество), Т-60 (модернизированная
версия Т-40 с более серьезной броней, 20-миллиметровой пушкой, но с утратой
плавучести, участвовавшая в боях вплоть до 1944 года), его более мощный вариант
Т-70, а также разработанный в 1943 г. Т-80 (из-за сложностей в производстве его
было выпущено лишь 81м экземпляр).
Советские
средние танки
Настоящей гордостью
Красной Армии являлись советские танки, прекрасно проявившие себя в
многочисленных боях и сражениях на фронтах Второй Мировой войны. Наиболее
ранним из них был Т-28, разработанный конструкторским бюро ВОАО под
руководством Семена Александровича Гинзбурга. Т-28 имел три
башни, главная из которых оснащалась 76,2-миллиметровой пушкой и двумя
пулеметами и могла поворачиваться на 360 градусов. Под нею находились две
небольшие башни, оснащенные пулеметами. На вооружение РККА Т-28 поступил в 1933
году и был на то время самым лучшим танком в мире. В боях с финнами 20-я
тяжелая танковая бригада, составленная из танков Т-28, использовалась для поддержки
пехоты и внесла огромный вклад в прорыв «Линии Маннергейма». К июню 1941 года в
советской армии насчитывалось около 480 Т-28, подавляющее большинство которых
было потеряно в первые же месяцы боев с немецкими оккупантами. Причинами тому
являлись недостаток боеприпасов и горючего, изношенность и тактические просчеты
советского командования в сражениях.
Вплоть до самого 9 мая
1945, до самой Победы настоящей грозой фашистов являлись Т-34 – основные советские
танки Второй Мировой войны. Его разработкой занималось специально созданное при
заводе № 183 конструкторское бюро-24 под руководством Михаила Ильича Кошкина. В
серийное производство Т-34 поступил 30 марта 1940 года. Впоследствии модель
постоянно дорабатывалась, причем не столько в сторону увеличения боевой мощи,
сколько в сторону уменьшения трудозатрат на его выпуск и понижения стоимости. К
концу Великой Отечественной эти показатели снизились более чем в 2 раза. Танк
получился весьма подвижным, надежным в эксплуатации, оснащался 76,2-миллиметровой
пушкой (сначала длина ствола составляла 30,5 калибра, а с февраля 1941 года –
41 калибр) с 3-мя пулеметами, а толщина брони доходила до 45 мм. Причем
основным достоинством этой модели была именно комбинация, совокупность этих
положительных качеств, что давало Т-34 значительное преимущество в боевых
условиях. Также невероятно важным были дешевизна и простота производства,
дававшая возможность производства Т-34 почти на любом машиностроительном
заводе, что обеспечило этому танку потрясающую массовость. Удивительно, но
после нападения для фашистов явилось полной неожиданностью наличие в Красной
Армии этой совершенной боевой машины. Но к сожалению, воспользоваться своим
преимуществом в полной мере советские войска не смогли: незнание тактики
применения танковых сил, их слабое взаимодействие между собою,
неподготовленность экипажей (в экипаж Т-34 входили 4 человека), а также
банальная нехватка боеприпасов и топлива – все это приводило к многочисленным
поражениям в первый период Великой Отечественной
войны. Разумеется, позднее, по мере накопления боевого опыта, преимущества Т-34
стали использоваться войсками Красной Армии гораздо более эффективно. Но через
время руководство СССР и военное командование советскими вооруженными силами
было очень обеспокоено появлением у противника «Тигров» и «Пантер». Встал
вопрос о создании более мощной и современной модели. Поэтому к концу 1943 года
был разработан конструкторским бюро завода «Красное Сормово» и начал
производиться модернизированный Т-34-85, оснащенный 85-миллиметровой пушкой,
более мощным дизельным двигателем и
командирской башенкой со смотровыми приборами на крыше основной башни. Состав
экипажа возрос до 5-ти человек.
Тяжелые
танки СССР
Опыт боев в Финляндии
показал, что обладающие прочной броней тяжелые танки СССР необходимы. И уже к
февралю месяцу 1940 года на Ленинградском Кировском заводе началось серийное
производство моделей КВ-1 и КВ-2. Эти боевые машины имели высочайший для того
времени класс защиты (толщина брони доходила до 105 мм). КВ-1 вооружался 76,2-миллиметровой
пушкой и четырьмя пулеметами, а КВ-2 отличался от него увеличенной башней и
152-миллиметровой гаубицей (она вела огонь только с места) с тремя пулеметами.
Численность экипажа составляла 5 и 6 человек соответственно. Наличие в войсках
СССР столь сильно защищенных бронемашин стало для гитлеровцев неприятной
неожиданностью. Известны случаи, когда КВ-1 и КВ-2 продолжали участвовать в
сражении даже после нескольких десятков попаданий противника. Вместе с тем они
имели ряд серьезных недостатков: очень сильно разбивали дороги, не могли пройти
по большинству мостов, но самое главное – слишком часто ломались. Для
исправления этих недостатков и противодействия царившим на полях сражений
немецким «Тиграм» в 1943 году на Челябинском Кировском заводе началась
разработка ИС-1, ставшего родоначальником серии ИС тяжелых танков СССР. Он имел
более совершенную броню, толщина которой в лобовой части башни составляла 120
мм, новый двигатель, а также специальный люк для наблюдения. Он производился
совсем недолго и был заменен на разработанный на его базе ИС-2 со
122-миллиметровой пушкой. Существует легенда, что во время боевых испытаний
прототипа этой бронемашины разорвался Т-образный дульный тормоз и едва не погиб
прославленный советский маршал Климент Ворошилов. ИС-2 начал участвовать в
сражениях Великой Отечественной в начале 1944 года. Результаты привели в
восторг советское командование, которое потребовало от промышленности
ускоренного выпуска этих танков. Разумеется этот «монстр» произвел на фашистов
прямо противоположное впечатление – вышел даже специальный приказ, запрещавший
«Тиграм» вступать с ИС-2 в бой один на один, поскольку исход этой «дуэли»
практически не вызывал сомнений. Однако быстрый запуск в массовое производство
боевой машины, не прошедшей должного количества тестовых испытаний породил ряд
проблем, связанных с ее низкой надежностью и поначалу частые поломки были
обыденным явлением. Однако ведущие конструкторы СССР активно работали над
исправлением недостатков и к лету 1944 года качество этих тяжелых танков
значительно улучшилось.
Американские
танки
Удаленность Соединенных
Штатов Америки от основных событий Второй Мировой войны накладывала
определенный отпечаток как на производство американской бронетехники, так и на
ее использование. Например, американские экипажи, отлично натренированные
(поскольку у них было для этого время), тем не менее, совершали в сражениях
множество нелепых ошибок, связанных с отсутствием реального боевого опыта. Тем
не менее, американцы делали все возможное, чтобы максимально развить и эту
отрасль вооружений. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз президент
Рузвельт дал указание удвоить выпуск танков, для чего были привлечены мощности
новых предприятий. В самом начале войны ими, в основном использовались танки М3
«Стюарт» (легкий) и М3 «Грант» (средний). Однако они сильно уступали фашистским
аналогам, поэтому в 1941 году Рок-Айлендский арсенал подготовил пять эскизов,
на основе одного из которых началось производство среднего танка М4 «Шерман»,
ставшего основным в вооруженных силах США и Англии. Впервые эта модель была
опробована в реальной битве в конце 1942 года в Африке (в Тунисе). В течение
войны было сконструировано несколько модификаций «Шермана». Например, на нем
использовались 75-ти и 76,2-миллиметровые пушки, а также гаубица калибром 105
мм. «Шерман» имел экипаж из 5 человек, был надежен и неприхотлив, хотя и не
отличался высоким уровнем брони и чрезмерной огневой мощью. Американские
конструкторы пытались создать и тяжелые танки, но не преуспели: их образцы
заметно уступали советским ИС и немецким «Тиграм».
Французская
бронетехника Второй Мировой войны
В 1918 году, когда
закончилась Первая Мировая война, французская армия имела больше всех танков в
мире. Поэтому французы не считали правильным увеличивать их численность и
проводить модернизацию. Лишь в начале тридцатых годов они осознали, что нужно
что-то менять. И благодаря программе развития отрасли, разработанной по приказу
начальника генштаба генерала Вейгана, французская армия к 1940 году имела
приличный парк хорошей бронетехники. Разумеется, у французских танков (легкие:
«Рено» R-35
и «Гочкис» H-35,
средние: «Рено» Д-2 и «Сомуа» S-35,
а также тяжелый B1)
имелись свои недостатки: плохая скорость и маневренность, маленькие башни и
экипажи 1-2 человека, слабое вооружение – однако они были достаточно
конкурентны. После капитуляции Франции немцам досталось некоторое количество
целых бронемашин и после некоторой переделки гитлеровцы использовали
французские танки во Второй Мировой войне в составе своей армии. Другие статьи: Блокада Ленинграда
|