Военные
реформы Александра 2 во многом были обусловлены неудачами в Крымской войне.
Стали
очевидными многие слабости как во внутренней
организации войска, так и несовершенство всей системы
Военного и Морского
министерства. Подготовка офицерского состава была крайне слабой.
Образованных офицеров в армии было мало. Обучение солдат в
большинстве случаев лежало на фельдфебелях и унтер – офицерах, использовавших
жестокие наказания и
истязания. Суровая военная дисциплина грозила солдату ежедневно
розгами, плетьми и т. п.
На службу
рекрутов набирали по 6 человек с тысячи. При этом можно было ставить за себя
охотника – человека, нанятого для того за деньги. Помещики имели право отдавать
на военную службу своих крепостныхв наказание за преступления и проступки.
Снаряжение русских
солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение = отвратительным. Гладкоствольные
оружия подходили только для рукопашных схваток, а
в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было
одной из главных
причин многих неудач в сраженияхс противником. Военная реформа в царствование
Александра 2 назревала.
Уже в июне 1855 г. на имя Александра
2поступили две записки от
одного из лучших боевых генералов времени Николая 1
графаФ.В. Ридигера, в которых он
подверг критике существенную военную систему и предложил мероприятия ее
реформирования.
Обе записки
были одобрены императором и 20 июля 1855 г. создается
специальная «Комиссия для улучшения по военной части» под
руководством
Ридигера, а после его кончины – генерала Н.Ф. Плаутина.
Высочайшим
указом 25 декабря 1856 г.
все солдатские дети были исключены из военного ведомства и обращены в свободные
податныесословия. Этой мерой, как уже
отмечалось, Александр 2 возвратил в семейства около 400 тысяч солдатских детей,
получивших при этом гражданские права свободных людей.
В 1857 г. окончательно были
отменены военные поселения. В 1859
г. обязательный срок службы в сухопутных войсках был сокращен
до 15, а во флоте до 14 лет.
Важные реформы
начались в армии после назначения военным министром 9
ноября 1861
г. генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина,
видного
общественного и государственного деятеля,
высокообразованногочеловека.
«С назначением
меня военным министром, - писал Милютин, - я счел
своей обязанностью немедленно же занятьсясоставлением общей программы
предстоящей мне деятельности…Составление такой программы потребовало
всестороннего пересмотраи обсуждения всех частейнашего
военного
устройства».
Непосредственными помощниками министра в
этомделе стали профессора
Николаевской академии полковникВ.М. Аничков иН.Н. Обручев, генерал Главного штаба и
другие.
На регулярно
проводимых совещаниях под руководством Милютина тщательно
обсуждались различные вопросы намечавшихся военных реформ.
Для
разработки наиболее важныхпроблем создавались особые комиссии. В
результате общая программа военных реформ была готова менее
чем в
два месяца и 15 января 1862 г. представлена
Александру 2 в виде
всеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделовпо основным
направлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный
императором в конце
января стал программой практических действий Милютина.
Главным
принципомновой организации вооруженных
сил Милютин считал:
«развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное
время при
наибольшем числе наличных войск в мирное время».
Одной из первых реформ явились реорганизация центрального
военного управления и создания местных органов управления в виде военных
округов.
Д.А. Милютин стремился к тому, «чтобы
привести все здания в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для
этого признано было полезным слитьвместе все части, однородные по кругу действий, и уничтожить лишние
наросты, которые в течении времени образовались более или менее случайно,безвсякого плана».
В 1863 г. состоялась
реорганизация департамента Генерального штаба,
который стал называться Главным управлением Генерального
штаба. Однакоэта
реформа оказалась недостаточной, и приказом по военному
ведомству 31
декабря 1865
г.
1 января 1869 г. Александр2 утвердил
новое «Положение о Военном министерстве», в котором верховное начальство над
всеми сухопутными силами империи сосредоточивалось в особе императора.
Военные реформы
Александра 2, начатые в 60-х гг., коснулись и Генерального штаба.
Основная цель преобразования его состояло в том, чтобы
Генеральный штаб охватил все отрасли штабной службы. В 1864 г. был упразднен
гвардейский генеральный штаб.
По положению
устанавливалось правило: прежде чем получить назначенное командиром полка,
необходимо не менее года командовать отдельными частями. Это приближало к
войскам и давало более широкую возможность продвижения по службе.
После некоторого
колебания Александр 2 утвердил представление военного министра о том, чтобы все
офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они не стояли, имели одинаковую
гвардию чинов и носили одинаковый мундир.
Такие меры подняли значение офицера
Генерального штаба, увеличилось
количество желающих служить в нем, а русская армия, в свою
очередь, получила образованных офицеров в области военного дела.
Одновременно с
преобразованием в центральном военном управлении
проходила и реорганизация местного военного управления.
В период 1862
– 1867 г.г.
была осуществлена военно-окружная реформа. Целью ее было устранить главный
недостаток существовавшей в то время системы военного управления – полной
централизации, сковывающей инициативу и самостоятельность руководства на местах.
Приказом военного министра Милютинаот 6
июли 1862г. были созданыВаршавский,
Виленский, Киевский военные округа.
Практически
результаты создания этих первых военных округов полностью доказали
целесообразность применения в России территориальной системы военного
управления. 6 августа 1864 г.
Александр 2 утвердил «Положение о военно-окружных управлениях».
Каждый военный
округ являлся одновременно органом строевого управленияи органом военно-административного
устройства, сосредотачивая в своих руках все функции военного управления.
Учреждение военных округов устранило разные
неудобства, тянувшиеся
многие годы. При существовавших ранее порядках по каждому
отделу военного
хозяйства – инженерному, артиллерийскому, комиссариатскому,
провиантскому,
и т.д. – имелись специальные округа, обладавшие на местах небольшой
властью и утверждавшие всякие мелочи в столице. Полномочия командующего округом
позволили устранить существовавшую ранее волокиту, несогласованность и споры
междустроевыми начальниками и хозяйственными
инстанциями.
Вместе с
задачами децентрализации военного управления и создания условий для
оперативного развертывания частей во время войнына командующих округов возлагалось содействие
гражданским властям «для сохранения порядка».
В случае войны
штаб округа становился штабом действующей армии.
В результате
проведенных реформ в 1862-1869 гг. система управления значительно приблизилась
к войскам. В ведении Воинского министерства остались лишь те вопросы
управления, которые имели значение для всей русской армии. Аппарат Военного
министерства сократился почти на тысячу человек, а канцелярская переписка
уменьшилась на 45%.
Сроки
мобилизации армии были сокращены с 6 месяцев в 1850г. до 9 – 26 дней в 1877г.
Вопросы, связанныес обороной страны, решились
временно создаваемыми комитетами, которые согласовывали их междуВоенными и морскими министерствами. В 1868 г.было введено новое «Положение о полевом
управлении войск в военное время», позволившее устранить многие недостатки
прежней организации. Оно уточняло функции главнокомандующего, освобождало его
от руководства второстепеннымиадминистративными вопросами и более четко определяло обязанности
начальников отдельных управлений. Вместе с тем слабо разработан был вопрос об
устройстве тыла армии, что проявилось вскоре в ходе русско-турецкой войны 1877
– 1878гг.