Завоевания Олеговы. Нашествие Угров. Супружество
Игоря. Россияне служат в Греции. Олег идет на Царьград. Мир с Греками. Договор с
Империею. Кончина Олега.
Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление
за малолетством сына. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею
отважностию, победами, благоразумием, любовию подданных.
Весть о счастливом успехе Рюрика и братьев его,
желание участвовать в их завоеваниях и надежда обогатиться, без сомнения,
привлекли многих Варягов в Россию. Князья рады были соотечественникам, которые
усиливали их верную, смелую дружину. Олег, пылая славолюбием Героев, не
удовольствовался сим войском, но присоединил к нему великое число Новогородцев,
Кривичей, Веси, Чуди, Мери и в 882 году пошел к странам Днепровским. Смоленск,
город вольных Кривичей, сдался ему, кажется, без сопротивления, чему могли
способствовать единоплеменники их, служившие Олегу. Первая удача была залогом
новых: храбрый Князь, поручив Смоленск своему Боярину, вступил в область Северян
и взял Любеч, древний город на Днепре. Но желания завоевателя стремились далее:
слух о независимой Державе, основанной Аскольдом и Диром, благословенный климат
и другие естественные выгоды Малороссии, еще украшенные, может быть, рассказами,
влекли Олега к Киеву. Вероятность, что Аскольд и Дир, имея сильную дружину, не
захотят ему добровольно поддаться, и неприятная мысль сражаться с единоземцами,
равно искусными в деле воинском, принудили его употребить хитрость. Оставив
назади войско, он с юным Игорем и с немногими людьми приплыл к высоким берегам
Днепра, где стоял древний Киев; скрыл вооруженных ратников в ладиях и велел
объявить Государям Киевским, что Варяжские купцы, отправленные Князем
Новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Аскольд
и Дир, не подозревая обмана, спешили на берег: воины Олеговы в одно мгновение
окружили их. Правитель сказал: Вы не Князья и не знаменитого роду, но я Князь, -
и показав Игоря, примолвил: - Вот сын Рюриков! Сим словом осужденные на казнь
Аскольд и Дир под мечами убийц пали мертвые к ногам Олеговым... Простота,
свойственная нравам IX века, дозволяет верить, что мнимые купцы могли призвать к
себе таким образом Владетелей Киевских; но самое общее варварство сих времен не
извиняет убийства жестокого и коварного. - Тела несчастных Князей были погребены
на горе, где в Несторово время находился Ольмин двор; кости Дировы покоились за
храмом Св. Ирины; над могилою Аскольда стояла церковь Св. Николая, и жители
Киевские доныне указывают сие место на крутом берегу Днепра, ниже монастыря
Николаевского, где врастает в землю малая, ветхая церковь.
Олег, обагренный кровию невинных Князей,
знаменитых храбростию, вошел как победитель в город их, и жители, устрашенные
самым его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного
государя. Веселое местоположение, судоходный Днепр, удобность иметь сообщение,
торговлю или войну с разными богатыми странами - с Греческим Херсоном, с
Козарскою Тавридою, с Болгариею, с Константинополем - пленили Олега, и сей Князь
сказал: Да будет Киев материю городов Российских! Монархи народов образованных
желают иметь столицу среди Государства, во-первых, для того, чтобы лучше
надзирать над общим его правлением, а во-вторых, и для своей безопасности: Олег,
всего более думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее
нападать на чуждые земли; мыслил ужасать соседей, а не бояться их. - Он поручил
дальние области Вельможам; велел строить города или неподвижные станы для
войска, коему надлежало быть грозою и внешних неприятелей и внутренних
мятежников; уставил также налоги общие. Славяне, Кривичи и другие народы должны
были платить дань Варягам, служившим в России: Новгород давал им ежегодно 300
гривен тогдашнею ходячею монетою Российскою: что представляло цену ста
пятидесяти фунтов серебра. Сию дань получали Варяги, как говорит Нестор, до
кончины Ярославовой: с того времени летописи наши действительно уже молчат о
службе их в России.
Обширные владения Российские еще не имели твердой
связи. Ильменские Славяне граничили с Весью, Весь с Мерею, Меря с Муромою и с
Кривичами; но сильные, от Россиян независимые народы обитали между Новымгородом
и Киевом. Храбрый Князь, дав отдохнуть войску, спешил к берегам реки Припяти:
там, среди лесов мрачных Древляне свирепые наслаждались вольностию и встретили
его с оружием, но победа увенчала Олега, и сей народ, богатый зверями, обязался
ему платить дань черными куницами. В следующие два года Князь Российский овладел
землею Днепровских Северян и соседственных с ними Радимичей. Он победил первых,
освободил их от власти Козаров, и сказав: я враг им, а не вам! -
удовольствовался самым легким налогом: верность и доброе расположение Северян
были ему всего нужнее для безопасного сообщения южных областей Российских с
северными. Радимичи, жители берегов Сожских, добровольно согласились давать
Россиянам то же, что Козарам: по щлягу или мелкой монете с каждой сохи. Таким
образом, соединив цепию завоеваний Киев с Новымгородом, Олег уничтожил
господство Хана Козарского в Витебской и Черниговской Губернии. Сей Хан дремал,
кажется, в приятностях Восточной роскоши и неги: изобилие Тавриды,
долговременная связь с цветущим Херсоном и Константинополем, торговля и мирные
искусства Греции усыпили воинский дух в Козарах, и могущество их уже клонилось к
падению.
Покорив Север, Князь Российский обратил
счастливое оружие свое к Югу. В левую сторону от Днепра, на берегах Сулы, жили
еще независимые от Российской Державы Славяне, единоплеменные с Черниговцами: он
завоевал страну их, также Подольскую и Волынскую Губернию, часть Херсонской и,
может быть, Галицию, ибо Летописец в числе его подданных именует Дулебов,
Тивирцев и Хорватов, там обитавших.
Но между тем, как победоносные знамена сего Героя
развевались на берегах Днестра и Буга, новая столица его увидела пред стенами
своими многочисленные вежи, или шатры, Угров (Маджаров или нынешних Венгерцев),
которые обитали некогда близ Урала, а в IX веке на Восток от Киева, в стране
Лебедии, может быть в Харьковской Губернии, где город Лебедин напоминает сие
имя. Вытесненные Печенегами, они искали тогда жилищ новых; некоторые перешли за
Дон, на границу Персии; другие же устремились на Запад: место, где они стояли
под Киевом, называлось еще в Несторово время Угорским. Олег пропустил ли их
дружелюбно или отразил силою, неизвестно. Сии беглецы переправились через Днепр
и завладели Молдавиею, Бессарабиею, землею Волошскою.
Далее не находим никаких известий о предприятиях
деятельного Олега до самого 906 года; знаем только, что он правил еще
Государством и в то время, когда уже питомец его возмужал летами. Приученный из
детства к повиновению, Игорь не дерзал требовать своего наследия от Правителя
властолюбивого, окруженного блеском побед, славою завоеваний и храбрыми
товарищами, которые считали его власть законною, ибо он умел ею возвеличить
Государство. В 903 году Олег избрал для Игоря супругу, сию в наших летописях
бессмертную Ольгу, славную тогда еще одними прелестями женскими и благонравием.
Ее привезли в Киев из Плескова, или нынешнего Пскова: так пишет Нестор. Но в
особенном ее житии и в других новейших исторических книгах сказано, что Ольга
была Варяжского простого роду и жила в веси, именуемой Выбутскою, близ Пскова;
что юный Игорь, приехав из Киева, увеселялся там некогда звериною ловлею; увидел
Ольгу, говорил с нею, узнал ее разум, скромность и предпочел сию любезную
сельскую девицу всем другим невестам. Обыкновения и нравы тогдашних времен,
конечно, дозволяли Князю искать для себя супругу в самом низком состоянии людей,
ибо красота уважалась более знаменитого рода; но мы не можем ручаться за истину
предания, неизвестного нашему древнему Летописцу, иначе он не пропустил бы столь
любопытного обстоятельства в житии Св. Ольги. Имя свое приняла она, кажется, от
имени Олега, в знак дружбы его к сей достойной Княгине или в знак Игоревой к
нему любви.
Вероятно, что сношение между Константинополем и
Киевом не прерывалось со времен Аскольда и Дира; вероятно, что Цари и Патриархи
Греческие старались умножать число Христиан в Киеве и вывести самого Князя из
тьмы идолопоклонства; но Олег, принимая, может быть, Священников и Патриарха и
дары от Императора, верил более всего мечу своему, довольствовался мирным союзом
с Греками и терпимостию Христианства. Мы знаем по Византийским известиям, что
около сего времени Россия считалась шестидесятым Архиепископством в списке
Епархий, зависевших от Главы Константинопольского Духовенства; знаем также, что
в 902 году 700 Россов или Киевских Варягов служили во флоте Греческом и что им
платили из казны 100 литр золота. Спокойствие, которым Россия, покорив окрестные
народы, могла несколько времени наслаждаться, давало свободу витязям Олеговым
искать деятельности в службе Императоров: Греки уже издавна осыпали золотом так
называемых варваров, чтобы они дикою храбростию своею ужасали не
Константинополь, а врагов его. Но Олег, наскучив тишиною, опасною для
воинственной Державы, или завидуя богатству Царяграда и желая доказать, что
казна робких принадлежит смелому, решился воевать с Империею. Все народы, ему
подвластные: Новогородцы, Финские жители Белаозера, Ростовская Меря, Кривичи,
Северяне, Поляне Киевские, Радимичи, Дулебы, Хорваты и Тивирцы соединились с
Варягами под его знаменами. Днепр покрылся двумя тысячами легких судов: на
всяком было сорок воинов; конница шла берегом. Игорь остался в Киеве: Правитель
не хотел разделить с ним ни опасностей, ни славы. Надлежало победить не только
врагов, но и природу, такими чрезвычайными усилиями, которые могли бы устрашить
самую дерзкую предприимчивость нашего времени и кажутся едва вероятными.
Днепровские пороги и ныне мешают судоходству, хотя стремление воды в течение
столетний, наконец, искусство людей разрушили некоторые из сих преград каменных:
в IX и Х веке они долженствовали быть несравненно опаснее. Первые Варяги
Киевские осмелились пройти сквозь их острые скалы и кипящие волны с двумястами
судов: Олег со флотом в десять раз сильнейшим. Константин Багрянородный описал
нам, как Россияне в сем плавании обыкновенно преодолевали трудности: бросались в
воду, искали гладкого дна и проводили суда между камнями; но в некоторых местах
вытаскивали свои лодки из реки, влекли берегом или несли на плечах, будучи в то
же самое время готовы отражать неприятеля. Доплыв благополучно до лимана, они
исправляли мачты, паруса, рули; входили в море и, держась западных берегов его,
достигали Греции. Но Олег вел с собою еще сухопутное конное войско: жители
Бессарабии и сильные Болгары дружелюбно ли пропустили его? Летописец не говорит
о том. Но мужественный Олег приближился наконец к Греческой столице, где
суеверный Император Леон, прозванный Философом, думал о вычетах Астрологии
более, нежели о безопасности Государства. Он велел только заградить цепию гавань
и дал волю Олегу разорять Византийские окрестности, жечь селения, церкви,
увеселительные дома, Вельмож Греческих. Нестор, в доказательство своего
беспристрастия, изображает самыми черными красками жестокость и бесчеловечие
Россиян. Они плавали в крови несчастных, терзали пленников, бросали живых и
мертвых в море. Так некогда поступали Гунны и народы Германские в областях
Империи; так, в сие же самое время, Норманы, единоземцы Олеговы, свирепствовали
в Западной Европе. Война дает ныне право убивать неприятелей вооруженных: тогда
была она правом злодействовать в земле их и хвалиться злодеяниями... Сии Греки,
которые все еще именовались согражданами Сципионов и Брутов, сидели в стенах
Константинополя и смотрели на ужасы опустошения вокруг столицы; но Князь
Российский привел в трепет и самый город. В летописи сказано, что Олег поставил
суда свои на колеса и силою одного ветра, на распущенных парусах, сухим путем
шел со флотом к Константинополю. Может быть, он хотел сделать то же, что сделал
после Магомет II: велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к
стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути,
обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное. Греки, устрашенные
сим намерением, спешили предложить Олегу мир и дань. Они выслали войску его
съестные припасы и вино: Князь отвергнул то и другое, боясь отравы, ибо храбрый
считает малодушного коварным. Если подозрение Олегво, как говорит Нестор, было
справедливо: то не Россиян, а Греков должно назвать истинными варварами Х века.
Победитель требовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и Греки
согласились с тем условием, чтобы он, прекратив неприятельские действия, мирно
возвратился в отечество. Войско Российское отступило далее от города, и Князь
отправил Послов к Императору. Летопись сохранила Норманские имена сих вельмож:
Карла, Фарлафа, Веремида, Рулава, Стемида. Они заключили с Константинополем
следующий договор [в 907 г.]:
1. "Греки дают по 12 гривен на человека, сверх
того уклады на города Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любеч и
другие, где властвуют Князья, Олеговы подданные". Война была в сии времена
народным промыслом: Олег, соблюдая обычай Скандинавов и всех народов Германских,
долженствовал разделить свою добычу с воинами и Полководцами, не забывая и тех,
которые оставались в России.
II. "Послы, отправляемые Князем Русским в
Царьград, будут там всем довольствованы из казны Императорской. Русским гостям
или торговым людям, которые приедут в Грецию, Император обязан на шесть месяцев
давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный вход в
народные бани и получают на возвратный путь съестные припасы, якоря, снасти,
паруса и все нужное".
Греки с своей стороны предложили такие условия:
"1. Россияне, которые будут в Константинополе не для торговли, не имеют права
требовать месячного содержания. - II. Да запретит Князь Послам своим делать
жителям обиду в областях и в селах Греческих. - III. Россияне могут жить только
у Св. Мамы, и должны уведомлять о своем прибытии городское начальство, которое
запишет их имена и выдаст им месячное содержание: Киевским, Черниговским,
Переяславским и другим гражданам. Они будут входить только в одни ворота
городские с Императорским приставом, безоружные и не более пятидесяти человек
вдруг; могут торговать свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины".
Сей мир, выгодный для Россиян, был утвержден
священными обрядами Веры: Император клялся Евангелием, Олег с воинами оружием и
богами народа Славянского, Перуном и Волосом. В знак победы Герой повесил щит
свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его
славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями
искусства и естественными произведениями благословенного климата Греции,
единогласно назвал Олега вещим, то есть мудрым или волхвом.
Так Нестор описывает счастливый и славный поход,
коим Олег увенчал свои дела воинские. Греческие Историки молчат о сем важном
случае; но когда Летописец наш не позволял действовать своему воображению и в
описании древних, отдаленных времен: то мог ли он, живучи в XI веке, выдумать
происшествие десятого столетия, еще свежего в народной памяти? Мог ли с
дерзостию уверять современников в истине оного, если бы общее предание не
служило ей порукою? Согласимся, что некоторые обстоятельства могут быть
баснословны: товарищи Олеговы, хваляся своими подвигами, украшали их в
рассказах, которые с новыми прибавлениями, чрез несколько времени обратились в
народную сказку, повторенную Нестором без критического исследования; но главное
обстоятельство, что Олег ходил к Царьграду и возвратился с успехом, кажется
достоверным.
Доселе одни словесные предания могли
руководствовать Нестора; но желая утвердить мир с Греками, Олег вздумал
отправить в Царьград Послов, которые заключили с Империею договор письменный,
драгоценный и древнейший памятник Истории Российской. (Далее следует текст договора, который здесь не приводится) Сей договор представляет нам Россиян уже не
дикими варварами, но людьми, которые знают святость чести и народных
торжественных условий; имеют свои законы, утверждающие безопасность личную,
собственность, право наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю и
внешнюю. Седьмая и осьмая статья его доказывают - и Константин Багрянородный то
же свидетельствует, - что купцы Российские торговали невольниками: или пленными,
взятыми на войне, или рабами, купленными у народов соседственных, или
собственными преступниками, законным образом лишенными свободы. - Надобно также
приметить, что между именами четырнадцати Вельмож, употребленных Великим Князем
для заключения мирных условий с Греками, нет ни одного Славянского. Только
Варяги, кажется, окружали наших первых Государей и пользовались их
доверенностию, участвуя в делах правления.
Император, одарив Послов золотом, драгоценными
одеждами и тканями, велел показать им красоту и богатство храмов (которые
сильнее умственных доказательств могли представить воображению грубых людей
величие Бога Христианского) и с честию отпустил их в Киев, где они дали отчет
Князю в успехе посольства.
Сей Герой, смиренный летами, хотел уже тишины и
наслаждался всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствия.
Окруженный знаками побед и славы, Государь народов многочисленных, повелитель
войска храброго мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Он совершил
на земле дело свое - и смерть его казалась потомству чудесною. "Волхвы, - так
говорит Летописец, - предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня
своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в осень
пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над
волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне
бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и Герой скончался"...
Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все, что до них касается,
благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их отдаленным потомкам. Можем верить
и не верить, что Олег в самом деле был ужален змеею на могиле любимого коня его,
но мнимое пророчество волхвов или кудесников есть явная народная басня,
достойная замечания по своей древности.
Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец
повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что
можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не
только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать
в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. - Присоединив к
Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным
основателем ее величия. Рюрик владел от Эстонии, Славянских Ключей и Волхова до
Белаозера, устья Оки и города Ростова: Олег завоевал все от Смоленска до реки
Сулы, Днестра и, кажется, самых гор Карпатских. Мудростию Правителя цветут
Государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие
Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия
славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях,
которые утвердили ее бытие могущественное. История признает ли его незаконным
Властелином с того времени, как возмужал наследник Рюриков? Великие дела и
польза государственная не извиняют ли властолюбия Олегова? И права
наследственные, еще не утвержденные в России обыкновением, могли ли ему казаться
священными?.. Но кровь Аскольда и Дира осталась пятном его славы.
Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости,
ежели он хотя юношею пришел в Новгород с Рюриком. Тело его погребено на горе
Щековице, и жители Киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою
могилою.
|