Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына
Божия. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие
святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал
я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать
о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на
возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных
останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой
Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.
Сей князь Александр родился от отца милосердного,
и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава, и от
матери Феодосии . Как сказал Исайя-пророк: «Так
говорит господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду”». И воистину
— не без Божьего повеления было княжение его.
И красив он был, как никто другой, и голос его —
как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь
поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал
ему бог премудрость Соломона, храбрость же его—как у царя римского Веспасиана,
который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города
Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан,
и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся
над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был
непобедим.
Как-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, кто называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в
древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по
имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к
своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей,
ни князя среди князей».
Услышав о такой доблести князя Александра, король
страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю
Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими,
двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием,
и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря:
«Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Александр же, услышав такие слова, разгорелся
сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал
молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже
превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел
жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди,
Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и
встань на помощь мне».
И, окончив молитву, он встал, поклонился
архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из
церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но
в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Одни с оружием, а другие на
конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же
устояли и стоим прямо”». Сказав это, пошел на врагов с малою
дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.
Скорбно же было слышать, что отец его, князь
великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему
некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и
многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И
выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым
мученикам Борису и Глебу.
И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была
ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников,
наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая
пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот
день. Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю
Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря,
наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить
солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди
насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на
плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:
«Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику
своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников,
Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий,
радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же
сказал ему: «Не рассказывай этого никому».
После того Александр поспешил напасть на врагов в
шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь
бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья
своего.
Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей
из полка Александра.
Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на
шнек и, увидев королевича, влекомого под
руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем,
преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен
вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал
на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.
Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец.
Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в
душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.
Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у
князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.
Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший
с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.
Пятый—из младшей дружины, по имени Сава. Этот
ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки
Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.
Шестой—из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот
бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так
скончался.
Всё это слышал я от господина своего великого
князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.
Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни
при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая
покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто
восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только
мертвые трупы. Так было и после победы
Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры,
где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых
ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов
своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился
с победою, хваля и славя имя своего творца.
На второй же год после возвращения с победой
князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле
Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и
разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел,
а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
После победы Александровой, когда победил он
короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю
псковскую, ибо уже был взят немцами город Псков. И пришли немцы к Чудскому
озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против
друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец
Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою
дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у
Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного,
ведь были сердца их, как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный!
Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки
к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и
помоги мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика, а прадеду нашему Ярославу окаянного
Святополка».
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце,
сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и
звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было
видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне,
что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так
победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил
их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог
Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра»,—отдал
Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И
возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске
его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».
И когда приблизился князь к городу Пскову, то
игумены и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами,
воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь:
«Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю
нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою
Александровой».
И сказал Александр: «О невежественные псковичи!
Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых
питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли всё
это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».
И прославилось имя его во всех странах, от моря
Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.
В то же время набрал силу народ литовский и начал
грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось
ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей
их перебил, а иных взял в плен; слуги же его, насмехаясь, привязывали их к
хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его.
В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие
от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости
Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог
покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если
хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства
моего».
После смерти отца своего пришел князь Александр
во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем
до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря:
«Вот идет Александр!»
Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и
благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал
вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же
его достойно, он отпустил Александра.
После этого разгневался царь Батый на меньшего
брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли
Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей
разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исаия-пророк: «Князь хороший в
странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь
богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит,
милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран.
Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей
щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.
Наполнил же бог землю Александра богатством и
славою, и продлил бог дни его.
Однажды пришли к нему послы от папы из великого
Рима с такими словами: «Папа наш так
говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика.
Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта,
чтобы послушал ты речи их о законе божьем”».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими,
написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов,
от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян
сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала
царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова
и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и
до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого
собора и седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от
вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.
И умножились дни жизни его в великой славе, ибо
любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и
внимал им, как самому Христу.
Было в те времена насилие великое от иноверных,
гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий
Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и
все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им:
«Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью
своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял
город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею.
Отец же его, великий князь Александр, возвратился
из Орды от царя и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в
Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину
господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется
сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина
нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним.
Много потрудившись Богу, он оставил царство
земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ.
Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой
предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте,
что уже зашло солнце земли Суздальской»» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и
богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»
Святое же тело Александра понесли к городу
Владимиру. Митрополит же, князья и бояре, и весь народ, малые и большие,
встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь
прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и
плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его
в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память
святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное.
Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и
Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку
свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва
отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом
Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво, и везли его из
дальних краев в зимнее время.
И так прославил Бог угодника своего.
Александр Невский получает благословление архиепископа
перед походом на Псков.