Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб
Дни памяти:Май
2,Июль 24,Сентябрь 5
Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб
Святые благоверные
князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые
русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской
Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира
(+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были
воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил
хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и
особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание
подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его
такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и
разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата
отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого
равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным,
больным, обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов.
Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде
всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни
среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин.
Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и
направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина
равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время
в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время
возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его
и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина
уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь
Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на
брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Борис и Глеб
Однако коварный и властолюбивый Святополк не
поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества
брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему
убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал
скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью
встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный
день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они
ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя
Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно
был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться,
а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да
будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его
копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались
навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги
заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил
его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и
положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого
князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему
навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал
о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел
смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в
устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и
Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук
убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву
основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а
брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что
было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они
показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не
бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики
Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется
духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, —
замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату?
Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много
ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают
убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на
брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз
воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из
сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину
Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты,
где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал
в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и
пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси
крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных
распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.
Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений,
но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их
явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру
Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в
день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень
рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом
Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы
разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их
погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами
святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались
невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно
стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От
мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода:
святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу.
Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь
Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был
освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.
Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису
и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в
многочисленных храмах Русской Церкви.