Русская правда Ярослава Мудрого: свод законов древнерусского государства
Русская правда является первым сводом законов
Древней Руси, который был издан Ярославом Мудрым предположительно в
1015–1054 гг.
В ходе истории содержание Русской правды претерпело
значительные корректировки. Так после смерти Ярослава Мудрого его
сыновья внесли изменения в этот труд и назвали его «Правда
Ярославичей» (60-е гг. X в). В дальнейшем Русская правда неоднократно
переписывалась и дополнялась. На сегодняшний день известны 106 списков
Русской правды, составленные за период 13-17 веков. Принято считать, что
Русская правда имеет три редакции – краткую, расширенную и сокращённую,
каждая из которых отображает конкретные этапы развития общественных
отношений в древнерусском государстве.
Русская правда главным образом регулировала вопросы
уголовного права. Однако её положения касались также вопросов
семейно-брачных отношений, наследственных споров и правового положения
различных слоёв населения.
Со времён введения христианства на Руси произошла
замена языческих представлений о преступлении и наказании на новые,
продиктованные древними христианско-византийскими правовыми нормами.
Преступление в Русской правде формулировалось теперь не как нарушение
действующего закона, а как обида – причинение ущерба (морального,
материального или физического) конкретному лицу или группе лиц. За
«обиду» виновный обязан был выплатить пострадавшему определённую
материальную компенсацию.
Наиболее ярко это новшество проявило себя в
трактовке законов, определявших наказание за убийство. Суть правовых
изменений заключалась в последовательном преобразовании обычая кровной
мести. На первых порах Русская правда ограничивала допускаемый круг
мстителей, а затем полностью запретила убивать виновного (Правда
Ярославичей), но позволяла родственникам убитого пользоваться денежной
компенсацией с его стороны. Побои, оскорбления и членовредительство
также полагалось компенсировать материальным способом. Подобные
нововведения позволяли расширить правовые полномочия государства на
личность преступника и его имущество.
В статьях Русской Правды прослеживается чёткое
разграничение правового статуса различных групп населения, что
позволяет получить достаточно полное представление о социальной
структуре древнерусского общества и его классовом разделении.
В наше время этот свод законов древнерусского государства является важнейшим
источником изучения государственного уклада Киевской Руси, её социальных
и правовых норм. Кроме того, этот древний источник представляет
большой интерес для литературоведов.
В свою эпоху Русская правда выполняла функцию основного
правового документа древнерусского государства. Из этого следует
важнейшая историческая роль Ярослава Мудрого не только как выдающегося
дипломата и полководца, но и законодателя и устроителя внутренней жизни
Киевской Руси. Другие статьи на похожие темы: Образование древнерусского государства Культура Древней Руси (кратко)
|