Родовые гербы (Шепелев Леонид Ефремович)
Одним из важных прав, которые давались исключительно
потомственным дворянам, являлось право иметь родовой герб. Само пожалование
дворянства первоначально предполагалось в виде пожалования герба. Герб можно
определить как композицию из символов (эмблем), поясняющих происхождение,
заслуги и современный статус рода. Герб закреплял право на потомственное
дворянское достоинство и родовые титулы и делал их «видимыми». Первые родовые
гербы появились в России только в последние десятилетия XVII в. В 1686-1687 гг.
был составлен первый сборник таких гербов.
Внимание к родовым гербам усилилось и их составление
активизировалось в связи с утверждением Табели о рангах, установившей в общем
порядке возможность выслуги потомственного дворянства.
Для приобретения гербом законной силы требовалось, чтобы: 1)
версия («легенда» — по геральдической терминологии) происхождения и заслуг рода
была доказана или по крайней мере официально признана; 2) герб был составлен с
соблюдением строгих правил геральдической науки; 3) герб был утвержден
императором и формально зарегистрирован. В соответствии с этими положениями
обычно подготавливались и представлялись для утверждения красочный рисунок
герба, его описание с истолкованием и справка по истории рода. Организация всей
деятельности по разработке гербов и представлению их к утверждению с 1722 г.
возлагалась на Герольд-мейстерскую контору при Сенате (в середине XIX в. в ее
составе организуется особое Гербовое отделение).
По правилам геральдики родовой герб состоял из боевого щита,
шлема, короны, мантии, намета (цветных украшений, образующих фон герба),
щитодержателей, девиза (указывался не во всех гербах) и других менее
существенных элементов. При их изображении могли употребляться восемь красок:
золотая, серебряная, красная, голубая (лазоревая), зеленая, пурпурная, черная и
белая (при изображении человека разрешалось использовать телесный цвет). Первые
две обозначали металлы, остальные —эмаль (финифть). Одно из правил геральдики
запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть. Это означало, что
на металлическом поле могли быть изображения только из финифти (и наоборот).
Горностаевый и беличий меха изображались особыми черными и голубыми значками по
белому полю (цвета поля и изображений на нем могли меняться местами). В
черно-белом изображении или при гравировке золото изображалось черными точками
по белому полю, серебро — чистым белым полем, красный цвет — вертикальной
штриховкой, голубой — горизонтальной, зеленый — диагональной штриховкой справа
вверх налево, пурпуровый — диагональной слева вверх направо и черный — двойной
вертикальной и горизонтальной штриховкой. Правая и левая стороны гербового щита
«считались» от щита (а не от зрителя).
Щит, являвшийся главной частью герба, мог быть нескольких
форм: четырехугольный с заострением внизу (французский); такой же с закруглением
внизу (испанский); треугольный с дугообразными боковыми сторонами (варяжский);
овальный (итальянский); треугольный с фигурными вырезами по сторонам
(германский) и др. В России чаще употребляли французский щит. Щит в гербе мог
делиться пополам по вертикали (рассеченный), по горизонтали (пересеченный), по
диагонали (скошенный) и иным более сложным образом с различной окраской частей.
Распространенным было изображение на щите крестов — прямого и скошенного
(андреевского). В центре щита или на его выделенных сечениями частях могли
помещаться разного рода символические изображения.
Важную роль в гербе играли корона (обычно помещалась над
щитом) и мантия. В зависимости от числа зубцов различались короны княжеские,
графские, баронские и дворянские. Мантия (выходящая из-под короны) — признак
либо княжеского герба, либо происхождения рода от удельных князей.
Правила геральдики запрещали какие-либо надписи в гербе. В
частности, нельзя было указывать имя (фамилию) обладателя герба, что, казалось
бы, могло снять все проблемы при его распознавании (при выяснении владельца
герба). Мог указываться лишь девиз —краткое изречение (иногда по-латыни),
характеризующее жизненные принципы и цели представителей рода. Обычно помещался
на ленте под щитом.
Сам феномен родовых гербов воспринимался не изолированно, а с
учетом практики западноевропейских стран, где родовые гербы имели широкое
распространение еще со времен средневековья. Древние дворянские роды, еще не
обзаведшиеся гербом, стремились не отстать от других и зафиксировать свою
историю и заслуги. Новые же роды были заинтересованы прежде всего утвердиться и
упрочить свое положение среди всех других. Но при этом для них возникала
существенная трудность в конструировании герба, особенно в выборе значимых
символов. В самом деле, не помещать же в гербе изображение чернильницы и пера, а
именно они для большинства новых родов стали средством достижения
дворянства.
Насколько неопределенным было значение эмблем, используемых в
родовых гербах, свидетельствует появившееся в 1851 г. правило об истребовании от
тех, кто ходатайствует об утверждении родового герба в связи с получением
(выслугой) потомственного дворянства, «объяснений относительно значения эмблем»,
которые они желали бы иметь в своем гербе.
Поскольку формальное утверждение родовых гербов требовало
хлопот и немалых средств, получило распространение пользование самодельными
гербами, не санкционированными властями. Многие роды из числа менее богатых
вообще обходились без гербов, поскольку поводов к их использованию в быту
существовало не так уж много. Традиционно герб мог изображаться на фронтоне
особняка, на воротах ограды, на надгробиях, на дверцах кареты, на посуде и
столовом серебре, писчей бумаге, на книгах, в печатках и т. п. Таким образом,
лишь богатые дворянские роды имели и повод, и возможность практически
использовать гербы.
Некоторая активизация составления родовых гербов в начале
1740-х гг. связана с производством Елизаветой Петровной всех солдат гренадерской
роты Преображенского полка в дворянское достоинство за поддержку ее при
вступлении на престол. Сначала разработали три «схемы» гербов для них. После
выбора и утверждения императрицей одной из схем приступили к составлению почти
350 индивидуальных гербов. Все они состояли из щита, разделенного на две части,
из которых в правой (общей для всех) в гербовом поле изображалось золотое
«стропило» с наложенными на него тремя горящими гранатами между тремя
серебряными звездами, а в левой части, особой для каждого герба, изображались
индивидуальные эмблемы храбрости, трудолюбия, верности и других подобных им
качеств. Когда оказывалось возможным, в левой части герба помещались фигуры,
соответствовавшие фамилиям их обладателей: например, фигура барсука у Барсукова.
Над щитом изображался рыцарский шлем с наложенной на него сверху гренадерской
шапкой, украшенной красными и белыми страусовыми перьями. По сторонам шлема
помещались распростертые черные орлиные крылья с тремя серебряными звездами на
них. По сторонам гербовый щит украшался наметом. Цвета намета обычно
соответствовали цветам поля и фигур щита. Под щитом располагалась лента с
девизом «За верность и ревность».
В конце XVIII в. возрастанию количества родовых гербов
способствовало сначала издание Жалованной грамоты дворянству в 1785 г., а затем
начавшаяся в 1797 г. подготовка «Общего гербовника дворянских родов
Всероссийской империи». Гербовник включал красочные рисунки гербов и их
описания. В первую часть его вошли гербы титулованных и старо дворянских
фамилий; во вторую — гербы лиц, особо пожалованных в дворянство; в третью —-
гербы родов, вновь выслуживших дворянство. При составлении Общего гербовника
Павел I приказал «для ознаменования тех дворянских фамилий, кои действительно
происходят от родов княжеских, хотя сего титула и не имеют, оставлять в гербах
их корону и мантию». К таким родам принадлежали Ржевские, Всеволожские, Татищевы
и многие другие. Уже в 1798 г. был издан первый том Гербовника, а до конца
павловского царствования — еще четыре. При Александре I были утверждены тома
VI-IX, при Николае I и Александре II — тома X и XI. Затем в 1882-1914 гг.
подготавливаются тома ХП-ХГХ. В феврале 1917 г. утверждается XX том. Всего в
Гербовнике зафиксировано около 5 тыс. гербов. Примерно 3—4 тыс. гербов,
использовавшихся в России, в Гербовник не попали (большей частью не утвержденные
властью). Всего не более пятой части дворянских родов страны располагало
гербами.
Построение всех томов Гербовника одинаково: на каждой
странице помещается красочное (акварель) изображение герба, под которым
расположено его описание. Приведем для примера полное описание герба дворянского
рода Танеевых (о некоторых из них нам придется не раз упоминать): «Щит разделен
перпендикулярно на три части, из коих в первой в голубом поле изображена
выходящая из облак в золотых латах рука с саблею. Во второй — в золотом поле
Минерва со щитом и с копьем. В третьей части в красном поле крестообразно
положены золотой лук, сабля и золотая стрела, ост-роконечиями к левым углам
обращенные. Щит увенчан дворянским шлемом и короною, на поверхности которой
видны два черных орлиных крыла и между их три страусовых пера. Намет на щите
красного и голубого цвета, подложенный золотом. Щит держат с правой стороны лев,
а с левой — воин с открытою головою в польской одежде, вооруженный саблею, и в
руке держит золотой лук».
Главным назначением Гербовника являлось официальное и
публичное признание властью включенных в него родовых гербов. Вместе с тем
Гербовник мог стать справочным собранием таких гербов, в котором при
необходимости можно было бы обнаружить изображение герба некоего рода или лица.
Второй цели достичь не удалось как потому, что Гербовник оставался неполным, так
и потому, что он не имел справочного аппарата ни в виде указателя фамилий
владельцев гербов, ни эмблематического (последний давал бы возможность
установить владельца герба, принадлежность которого неизвестна).
Только первые 10 томов были опубликованы (с черно-белыми
иллюстрациями). Оригиналы всех томов до 1917 г. хранились в Департаменте
герольдии Сената, а ныне они находятся в Российском государственном историческом
архиве в Санкт-Петербурге.
Геральдические правила полагалось учитывать также при
художественном оформлении «наградных» грамот и дипломов на княжеское, графское и
дворянское достоинства. Изготавливаемые в Герольдии, они не всегда оказывались
удачными. В начале 1840-х гг. подготовленные в Герольдии проекты оформления
упомянутых грамот и дипломов не получили утверждения Николая I, написавшего на
эскизах «дурно» и «очень дурно». Поскольку в Герольдии тогда хороших художников
не нашлось, заняться составлением таких проектов поручили Герольдии Царства
Польского (создана в 1836 г.). В 1846 г. представленные из Варшавы рисунки
«удостоились... утверждения». Но неудовлетворенность уровнем геральдического
художественного оформления грамот и дипломов на княжеское, графское и дворянское
достоинства возникала неоднократно и позже (в частности, в 1870-х гг.).
В 1848 г. Герольдия преобразовывается в особый департамент
Сената. Годом позже Николай I высказал намерение передать заведование гербовым
делом в ведение специально учрежденного «гербового герольда» («гербового
судьи»), который состоял бы в непосредственном подчинении министру
Императорского двора, «причислялся к Капитулу российских императорских и царских
орденов» и одновременно к Департаменту герольдии в качестве товарища
герольдмейстера по гербовой части. Должность гербового герольда намечалось
отнести к V классу, а чиновников для письма и художников при нем — к X классу.
Оплата их труда возлагалась на заказчиков гербов.
Приведем некоторые статьи из проекта положения о «гербовом
герольде»:
«...П. Гербовый герольд обязан наблюдать за правильным
составлением гербов как для государя императора высочайшей фамилии, так и для
всего государства.
III. Он составляет гербы для всех тех, которые по
зако
ну имеют на то право. Проекты гербов представляет
министру Императорского двора для поднесения на
высочайшее утверждение.
IV. Для получения герба необходимо из Правитель
ствующего Сената свидетельство, в котором должно быть
показано, имеет ли проситель право на княжеское или баронское
достоинство, на потомственное или личное дворянство, или на потомственное
почетное гражданство...»
Намерение разрешить обладание гербами не только потомственным
дворянам, но и личным, а также потомственным почетным гражданам (естественно, с
гербами отличными от дворянских) осталось не реализованным.
«...IX. Гербовый герольд Министерства императорского двора
обязан составить архив, библиотеку, собрание гербовых печатей, родословных и
прочих документов, касающихся геральдики.
X. Он имеет в своем владении родословное дерево им
ператорской фамилии, равномерно и августейших пред
шественников до самых отдаленных времен, копии с ко
торых хранятся в Императорском кабинете.
XI. Он должен знать все государственные церемонии,
от
носящиеся до рождения, крещений, обручений, бракосо
четаний и погребений их императорских высочеств и ве
личеств, также восшествия на престол и коронования им
ператоров и императриц, и сведениями своими помогать
в случае необходимости обер-церемониймейстеру.
Все вещи, употребляемые в церемониях, должны состоять под его
надзором. Он обязан знать историю и знаки всех российских и иностранных орденов
и должен доставлять все, требуемые от него ученые сведения, по вверенной ему
части».
«Гербовый герольд» в России так и не появился. (Но известно о
существовании орденских герольдов, о чем расскажем позже.)
Однажды утвержденный, родовой герб мог затем частично
изменяться и дополняться в связи, например, с пожалованием родового титула или
второй фамилии пресекшегося рода. Иногда эти изменения и дополнения делались по
инициативе верховной власти. Так, А. А. Аракчеев получил от Павла I девиз «Без
лести предан», а П. А. Клейнмихелю вместе с графским титулом был пожалован девиз
«Усердие все превозмогает».
Статутами орденов разрешалось вносить в родовой герб
орденские знаки, пожалованные представителям рода. Реальный смысл этого не
вполне ясен.
В начале XX в. родовые гербы казались уже некоторым
анахронизмом, лишь приятным знаком принадлежности к дворянскому сословию, — не
более того. Фактическая необязательность получения гербов, также как и
бюрократические сложности, связанные с их изготовлением и утверждением, наконец,
ограниченные возможности их использования — все это в совокупности вело к тому,
что гербами обзаводилась все меньшая часть дворян.
Одно из пожалований герба, обратившее на себя внимание
русского общества, связано с именем СЮ. Витте. 18 сентября 1905 г. Николай II
возвел его «в графское Российской империи достоинство» в связи с подписанием
мирного договора с Японией. 13 февраля 1906 г. Витте подал прошение в
Департамент герольдии:
«В Правительствующий Сенат по Департаменту
герольдии
Статс-секретаря графа Сергея Юлъевича Витте
Прошение
Рескриптом от 25 сентября его императорскому величеству
благоугодно было пожаловать мне графское Российской империи достоинство. Желая
иметь соответствующий сему пожалованию высочайше утвержденный герб, покорнейше
прошу Департамент герольдии... сделать распоряжение о выдаче мне означенного
герба. К настоящему прошению прилагается:
1) изготовленный по моим указаниям рисунок герба с описанием
изображенных на нем эмблем, 2) квитанция Главного казначейства о взносе 132 р.
на расходы по изготовлению герба и 3) квитанция губернского казначейства об
уплате 15 рублей казенных пошлин.
13 февраля 1906 г.
С.-Петербург. Статс-секретарь граф Витте»
11 апреля Департамент герольдии утвердил следующее описание
графского герба С. Ю. Витте: «В лазоревом щите стоящий на задних лапах золотой
лев с червлеными глазами, языком и когтями. Он опирается правой лапой на золотой
дикторский пук, а левой —держит серебряную оливковую ветвь. В вольной золотой
части щита — черный государственный орел с червленым щитком на груди, на коем
вензелевое изображение имени государя императора Николая II. Щит украшен
графскою короною и увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: два черных
орлиных крыла, намет — лазоревый с золотом». Пояснялось, что ликтор-ский пук
(символ власти, законности) означает административную деятельность Витте,
оливковая ветвь (символ мира) — исполненное им поручение по заключению
Портсмутского мира, а орел — символ возведения Витте в графское достоинство.
Заметим, что сам по себе родовой герб (без дополнительных
пояснений) относительно мало рассказывает о своем владельце (существуют другие
более полные и удобные для использования источники по истории дворянских
фамилий). Обычно такой герб интересен для нас главным образом как знак на
разного рода вещественных памятниках, указывающий на их владельца, а в некоторых
случаях и помогающий датировать их.
Источник: http://www.bibliotekar.ru/CentrTitul/8.htm |